НАБЛЮДЕНИЕ О СТРОГАНОВСКОМ ВИДЕНИИ МИРА
И МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ.
01.10.2004 03:00
В Строгановке
бытовало особое видение пластического мира, в отличие, скажем, от Суриковского института.
Те предмет рассматривают и изображают, как некий объем в среде, мы же мыслим и
изображаем предмет, как форму в пространстве, (как говорится, почувствуйте
разницу).
Среда это только часть
пространства, ограниченная с пяти сторон (подумайте, почему именно с пяти?)
стенкой, так сказать, театральным задником. Это некий театральный ящичек, в
котором разворачивается действо, за пределами которого ничего нет.
Объемы, находящиеся внутри этого ящичка, во-первых,
всегда имеют вполне определенные физические размеры. Во-вторых, каждый объем
локализован в среде этого ящичка точно определенно по оси X, Y и Z. В-третьих,
он, этот объем, освещен всегда извне вполне определенным источником света,
который тоже локализован по трем осям координат, свет этот имеет определенную
силу и направленность, и вылепливает объем с собственными и падающими тенями и
прочими всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это в Суриковском институте и во всем западном
подсолнечном мире, порожденном эпохою Ренессанса. У нас же так, да не так.
Во-первых, у нас нету театральной, ограниченной
стенками и задниками среды. Наш предмет находится в бесконечном, молочно белом
неосязаемом пространстве, где центр пространственных координат находится не в
левом нижнем заднем углу, как у архитекторов и живописцев, а в центре глазного
яблока художника и зрителя.
Во-вторых, объем мыслится и изображается, как чистый объем без конкретной
материальности, без фактуры, без собственных и тем более, Боже упаси, без
падающих теней. Эта чистая, мыслимая и определенным хитроумным способом
изображенная форма взвешена в бесконечном пространстве без определенной
локализации.
Поэтому мы вписываем изображение в лист в распор, максимально используя всю
площадь листа (1 палец от верхнего края и 1 от нижнего). Источник света, и это,
в-третьих, находится как бы внутри изображаемого объекта, в крайнем случае,
сзади него, и не освещает, но просвещает этот объект насквозь, делая его как бы
полупрозрачным. Это видение пришло к нам с востока, не испорченного западным
материализмом, где всё то, что достойно изображения, представляется не идолом и
истуканом, но умопостигаемой, понятной и чистой формой.
Советую прочесть Иконостас о. Павла Флоренского, который, кстати, в 1-й
четверти прошлого века преподавал в Строгановке
обратную перспективу, была тогда и такая дисциплина. В этой связи не могу
удержаться и не рассказать маленький анекдот из реальной студенческой жизни.
Учился у нас студент на отделении Монументально-декоративной пластики. Назовем
его Миша Численко. Однажды, во время летних каникул
он сделал большую халтуру где-то в Запорожье, и с ним расплатились не деньгами,
а новеньким ушастым Запорожцем .
Ему надо было получить водительские права, а для этого получить справку в
психиатрическом диспансере о том, что он пока еще не состоит у них на учете. Мы
предупреждали его, чтобы он был осторожен и, отвечая на вопросы, не высказывал
никаких строгановских мироощущений, он сказал, чтобы
мы не волновались, он не даст себя сбить с толку.
Вернулся он из диспансера мрачный и раздраженный. Ему там, по его словам,
сначала стали показывать толстый альбом, в котором были изображены разные
цветные шарики и черные кляксы.
«Что это Вам напоминает?» — Спросил его врач.
«Это мне напоминает кляксу!» — Уверенно отвечал он.
«Хорошо», — говорит врач, — «но что напоминает Вам эта клякса? Может быть,
дерево или лошадиную голову».
Миша признался нам, что одна из этих клякс напомнила ему густой треугольник волос на женском лобке, а другая была явно похожа на женскую грудь, но доктору
он этого, конечно же, не сказал, мало ли чего.
«Вы меня не собьете», — отвечал врачу Миша, — «это клякса мне напоминает кляксу
и ничего другого».
Еще его спросили, как он относится к женщинам?
«Как к форме в пространстве!» — Отвечал Миша.
Одним словом, его попросили еще несколько раз прийти и некоторое время его
изучали.
Водительские права он, правда, все-таки получил.
И Строгановку закончил, причем с отличием.